МКОУ СОШ с УИОП № 2 г. Советска
г. Советск, Кировская область
  • Независимая оценка качества подготовки обучающихся

    Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или её частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.

    Закон «Об образовании в Российской Федерации» 

        Статья 95. Независимая оценка качества образования

    1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

    2. Независимая оценка качества образования включает в себя:
       1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
       2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренные частью 2 настоящей статьи (далее — организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).

    6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ. 

     

       Статья 95.1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся

    1.Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.

    2. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.

    3. Независимая оценка качества подготовки обучающихся осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.

    Перечень показателей и их значение рассчитывается в соответствии с Приказом Минобрнауки от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

     

    Основными источниками данных являются:

    • Официальный сайт образовательной организации;
    • Сайт bus.gov.ru;
    • Текст публичного доклада и / или самообследования образовательной организации, опубликованный на официальном сайте;
    • Официальные статистические данные;
    • Данные опросов по удовлетворенности образовательными услугами и по доступности информирования, расположенные на сайте ОО или в тексте публичного доклада (самообследования).

    Законодательство в области независимой оценки качества образования

    • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    • Указ Президента Российской Федерации пункт 1 «к» от 07.05.2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
    • Распоряжение Правительства РФ от 30.03.2013г. № 487-р (ред. от 20.01.2015г.) «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы».
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.12 2017г. № 1218 «О внесении изменений в порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 14.06.2013 г. № 462».
    • Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».
    • Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
    • Приказ Рособрнадзора от 27.11.2017г. № 1968 «О внесении изменений в требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденные приказом федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014г. № 785».
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
    • Письмо Минобрнауки России от 14.09.2016г. № 02-860 "О направлении Методических рекомендаций по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
    • Письмо Минобрнауки России от 19.02.2018г. № 05-436 "О Методических рекомендациях по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
    Порядок проведения всероссийских проверочных работ в 2022 году разработан в соответствии с Приказом Рособрнадзора от 16.08.2021 № 1139 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2022 году»

    Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11), завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной.

    Экзамены по всем учебным предметам (за исключением иностранных языков) проводятся на русском языке.
    На территории Российской Федерации ГИА-11 организуется и проводится Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
    За пределами территории Российской Федерации ГИА-11 проводится Рособрнадзором совместно с учредителями российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения. 

    Единый государственный экзамен (ЕГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), – для лиц, обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА-11

    Государственный выпускной экзамен (ГВЭ-11) с использованием текстов, тем, заданий, билетов – для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающих среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы среднего общего образования.

    ГИА-11 включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике. Экзамены по другим учебным предметам — литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский, китайский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), а также по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (родной язык и родная литература) — обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.

    К ГИА-11 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).

    Условием получения обучающимися аттестата о среднем общем образовании является успешное прохождение ГИА-11 по двум учебным предметам.

    ГИА-11 проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 № 190/1512..

    Вся необходимая информация о ЕГЭ размещена в разделе.

    Вопросы ГИА-11 классов курирует Управление организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора.

    Функции Рособрнадзора в рамках организации и проведения ГИА-11:

    • устанавливает порядок разработки, использования и хранения КИМ (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в КИМ, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
    • организует разработку КИМ для проведения ГИА и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих КИМ, организует обеспечение этими КИМ ГЭК, а также создает комиссии по разработке КИМ по каждому учебному предмету;
    • обеспечивает ОИВ, учредителей, МИД России и загранучреждения комплектами тем итогового сочинения (текстами для итогового изложения) и разрабатывает критерии оценивания итогового сочинения (изложения);
    • определяет минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение образовательной программы среднего общего образования;
    • организует формирование и ведение федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
    • осуществляет методическое обеспечение проведения ГИА и итогового сочинения (изложения);
    • определяет дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) на основании обращения ОИВ в случае невозможности проведения в установленные сроки итогового сочинения (изложения) на территориях субъектов Российской Федерации по объективным причинам;
    • совместно с учредителями, МИД России и загранучреждениями обеспечивает проведение ГИА за пределами территории Российской Федерации, в том числе создает ГЭК и конфликтную комиссию для проведения ГИА за пределами территории Российской Федерации, а также предметные комиссии для проведения ГИА и для проведения перепроверки экзаменационных работ в случаях, устанавливаемых настоящим Порядком, и организует их деятельность;
    • утверждает председателей ГЭК и заместителей председателей ГЭК по представлению ОИВ;
    • согласует кандидатуры председателей предметных комиссий по учебным предметам по представлению председателей ГЭК;
    • организует централизованную проверку экзаменационных работ участников ГИА и участников ЕГЭ, выполненных на основе КИМ.

    Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    ГИА-9 проводится:

    в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), — для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА;

    в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования;

    в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (ОИВ), — для обучающихся образовательных организаций, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации (родной язык) и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (родная литература) и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА на добровольной основе.Согласно Перечню поручений по итогам заседания Государственного советапо вопросам совершенствования системы общего образования, прошедшего 23 декабря 2015 г., Президент Российский Федерации поручил Правительству Российский Федерации разработать «комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учётом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях».
    Для реализации данного поручения Министерство образования и науки издало Приказ от 15 декабря 2016 г. №1598 и утвердило Комплекс мер, направленных на достижение указанных в послании целей. Согласно данному Комплексу мер Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) была обязана разработать модель проведения комплексного анализа результатов мониторинговых исследований качества общего образования, что впоследствии было введено Приказом Министерства образования и науки РФ «О проведении мониторинга качества общего образования» от 20 октября 2017 г. № 1025, согласно которому в 2017/2018 учебном году предусмотрено проведение мониторинга качества подготовки обучающихся 4-11 классов по ряду дисциплин в форме проверочных работ.
    Таким образом, всероссийские проверочные работы – проверочная работа, проводимая в рамках государственного мониторинга образования, полученные результаты которой прямо направлены на достижение систематического обновления содержания общего образования. Проведение всероссийских проверочных работ является мониторинговой мерой, прямо направленной на реализацию государственных проектов путем получения информации об уровне подготовки обучающихся, качестве преподавания, первоначально не предусмотренной как форма контроля успеваемости учащихся.
    Каким образом взаимосвязаны результаты всероссийских проверочных работ и выставление оценок в школе?
    Согласно Письму Рособрнадзора от 02 февраля 2017 г. №05-41 всероссийские проверочные работы «можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия». В том же Письме Рособрнадзор «не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся». Однако выставление оценок в четверти под влиянием результатов проведения ВПР не освещены данным документом.
    На основании вышесказанного можно сделать несколько выводов:
    1) Оценивание школьников на основании результатов ВПР не рекомендуется.
    2) Образовательные организации самостоятельно решают вопрос об учете результатов проведенных ВПР.
    Отметим, что ни один из существующих документов, регламентирующих проведение ВПР, не предусматривает положение, согласно которому оценка в четверти не может превышать полученный результат ВПР.
    Выставление же оценок в четверти есть ни что иное как промежуточная аттестация обучающихся. Согласно ч. 1 ст. 58 ФЗ «Об образовании» освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Таким образом, в соответствии с данной статьей формы проведения промежуточной аттестации устанавливаются локальным актом образовательной организации.
    С целью понизить чрезмерную нагрузку обучающихся (особенно в выпускных классах) образовательная организация может на свое усмотрение предусмотреть в локальном акте (например, в Положении о проведении промежуточной аттестации)форму проведения промежуточной аттестации в формате ВПР. В таком случае результаты выполненной работы могут приравниваться к результатам традиционных контрольных работ (например, к четвертной контрольной работе). Однако данная оценка будет лишь составляющей частью от итога, а не блокирующей оценкой, которая нивелирует все учтенные преподавателем до этого результаты учащегося.
    Необходимо при наличии также изучить положения локального акта, касающиеся порядка выставления оценок. В нем может быть предусмотрено, что при выставлении оценок преимущественное положение может отдаваться определенным видам работ.
    Варианты решения проблемы.
    Согласно ч. 1 ст. 45 ФЗ закона «Об образовании» родители могут защитить права обучающихся следующим образом:
    1) Во-первых, обратиться в органы управления школы, направив им обращения о применении дисциплинарных взысканий к педагогу. Органы управления школы определяются локальным актом о структуре и органах управления образовательной организации. Так как непосредственное управление школы осуществляет директор – именно на его имя в первую очередь может быть направлено обращение. В нем необходимо указать ваше несогласие с принятым решением и требование о пересмотре оценки.
    2) Во-вторых, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Комиссия создается в соответствии с положениями ч.ч.2, 3 ст. 45 Закона «Об образовании».
    3) В-третьих, использовать иные способы защиты прав и законных интересов.
    В первую очередь вам необходимо изучить локальные акты школы, затрагивающие порядок выставления оценок. Обратите внимание на то, предусмотрено ли данным актом решающее значение ВПР при проведении промежуточной аттестации. В случаях, если данные критерии оценивании не предусмотрены, необходимо дальше рассмотреть данный акт, поскольку он может содержать в себе порядок пересмотра выставленных оценок. В этом случае следует соблюдать непосредственно закрепленные в нем положения.
    В случае, если локальным актом не предусмотрен такое порядок, либо в случаях, когдаорганы управления школы непредприняли каких-либо мер, можно следовать следующим рекомендациям:
    1) Направить жалобу в орган муниципалитета, отвечающий за образование и науку (например, управление образованием/комитет образования), если таковой имеется.Данное обращение не должно быть анонимным, к нему могут быть приложена жалоба, направленная в органы управления школы.
    2) Направить жалобу в орган управления образованием субъекта (департамент/министерство образования и науки субъекта).
    3) Направить обращение в адрес Минпросвещения России. Есть функция направления обращение в форме электронного документа, которая доступна на сайте министерства.
    4) Направить жалобу в прокуратуру.
    Согласно ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Прокурор может инициировать проверку исполнения законодательства в сфере образования образовательной организации. Главная проблема в данном случае, что прямого запрета на учет результатов ВПР при выставлении оценок при промежуточной аттестации не установлено. Данная мера, по нашему мнению, не будет являться эффективной в данном случае.

    Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, позволяющие проверить знания школьников по тому или иному предмету.

    Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят учащиеся 1-11 классов по всем предметам учебного плана в конце учебного года после изучения всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) за текущий учебный год. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся.

    По заявлению родителей:

    • сроки проведения промежуточной аттестации могут быть перенесены (при наличии особых обстоятельств);
    • учащиеся, обучающиеся на дому, могут быть освобождены.

    Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную аттестацию с контрольными испытаниями и промежуточную аттестацию без контрольных испытаний.
    В 1-8, 10 классах промежуточная аттестация является основанием для перевода в следующий класс и проводится:

    • с контрольными испытаниями по предметам инвариантной части учебного плана;
    • без контрольных испытаний по отметкам, полученным за отчетные периоды (четверти, полугодия) текущего учебного года путем математического округления по предметам вариативной части учебного плана.
    • В 9-х и 11-х классах промежуточная аттестация является основанием для допуска к государственной итоговой аттестации и осуществляется без аттестационных испытаний по отметкам, полученным за отчетные периоды (четверти, полугодия) текущего учебного года путем математического округления по всем предметам учебного плана.
    • Согласно Перечню поручений по итогам заседания Государственного советапо вопросам совершенствования системы общего образования, прошедшего 23 декабря 2015 г., Президент Российский Федерации поручил Правительству Российский Федерации разработать «комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учётом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях».
      Для реализации данного поручения Министерство образования и науки издало Приказ от 15 декабря 2016 г. №1598 и утвердило Комплекс мер, направленных на достижение указанных в послании целей. Согласно данному Комплексу мер Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) была обязана разработать модель проведения комплексного анализа результатов мониторинговых исследований качества общего образования, что впоследствии было введено Приказом Министерства образования и науки РФ «О проведении мониторинга качества общего образования» от 20 октября 2017 г. № 1025, согласно которому в 2017/2018 учебном году предусмотрено проведение мониторинга качества подготовки обучающихся 4-11 классов по ряду дисциплин в форме проверочных работ.
      Таким образом, всероссийские проверочные работы – проверочная работа, проводимая в рамках государственного мониторинга образования, полученные результаты которой прямо направлены на достижение систематического обновления содержания общего образования. Проведение всероссийских проверочных работ является мониторинговой мерой, прямо направленной на реализацию государственных проектов путем получения информации об уровне подготовки обучающихся, качестве преподавания, первоначально не предусмотренной как форма контроля успеваемости учащихся.
      Каким образом взаимосвязаны результаты всероссийских проверочных работ и выставление оценок в школе?
      Согласно Письму Рособрнадзора от 02 февраля 2017 г. №05-41 всероссийские проверочные работы «можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия». В том же Письме Рособрнадзор «не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся». Однако выставление оценок в четверти под влиянием результатов проведения ВПР не освещены данным документом.
      На основании вышесказанного можно сделать несколько выводов:
      1) Оценивание школьников на основании результатов ВПР не рекомендуется.
      2) Образовательные организации самостоятельно решают вопрос об учете результатов проведенных ВПР.
      Отметим, что ни один из существующих документов, регламентирующих проведение ВПР, не предусматривает положение, согласно которому оценка в четверти не может превышать полученный результат ВПР.
      Выставление же оценок в четверти есть ни что иное как промежуточная аттестация обучающихся. Согласно ч. 1 ст. 58 ФЗ «Об образовании» освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Таким образом, в соответствии с данной статьей формы проведения промежуточной аттестации устанавливаются локальным актом образовательной организации.
      С целью понизить чрезмерную нагрузку обучающихся (особенно в выпускных классах) образовательная организация может на свое усмотрение предусмотреть в локальном акте (например, в Положении о проведении промежуточной аттестации)форму проведения промежуточной аттестации в формате ВПР. В таком случае результаты выполненной работы могут приравниваться к результатам традиционных контрольных работ (например, к четвертной контрольной работе). Однако данная оценка будет лишь составляющей частью от итога, а не блокирующей оценкой, которая нивелирует все учтенные преподавателем до этого результаты учащегося.
      Необходимо при наличии также изучить положения локального акта, касающиеся порядка выставления оценок. В нем может быть предусмотрено, что при выставлении оценок преимущественное положение может отдаваться определенным видам работ.
      Варианты решения проблемы.
      Согласно ч. 1 ст. 45 ФЗ закона «Об образовании» родители могут защитить права обучающихся следующим образом:
      1) Во-первых, обратиться в органы управления школы, направив им обращения о применении дисциплинарных взысканий к педагогу. Органы управления школы определяются локальным актом о структуре и органах управления образовательной организации. Так как непосредственное управление школы осуществляет директор – именно на его имя в первую очередь может быть направлено обращение. В нем необходимо указать ваше несогласие с принятым решением и требование о пересмотре оценки.
      2) Во-вторых, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Комиссия создается в соответствии с положениями ч.ч.2, 3 ст. 45 Закона «Об образовании».
      3) В-третьих, использовать иные способы защиты прав и законных интересов.
      В первую очередь вам необходимо изучить локальные акты школы, затрагивающие порядок выставления оценок. Обратите внимание на то, предусмотрено ли данным актом решающее значение ВПР при проведении промежуточной аттестации. В случаях, если данные критерии оценивании не предусмотрены, необходимо дальше рассмотреть данный акт, поскольку он может содержать в себе порядок пересмотра выставленных оценок. В этом случае следует соблюдать непосредственно закрепленные в нем положения.
      В случае, если локальным актом не предусмотрен такое порядок, либо в случаях, когдаорганы управления школы непредприняли каких-либо мер, можно следовать следующим рекомендациям:
      1) Направить жалобу в орган муниципалитета, отвечающий за образование и науку (например, управление образованием/комитет образования), если таковой имеется.Данное обращение не должно быть анонимным, к нему могут быть приложена жалоба, направленная в органы управления школы.
      2) Направить жалобу в орган управления образованием субъекта (департамент/министерство образования и науки субъекта).
      3) Направить обращение в адрес Минпросвещения России. Есть функция направления обращение в форме электронного документа, которая доступна на сайте министерства.
      4) Направить жалобу в прокуратуру.
      Согласно ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Прокурор может инициировать проверку исполнения законодательства в сфере образования образовательной организации. Главная проблема в данном случае, что прямого запрета на учет результатов ВПР при выставлении оценок при промежуточной аттестации не установлено. Данная мера, по нашему мнению, не будет являться эффективной в данном случае.

    Единый государственный экзамен (ЕГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), – для лиц, обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА-11

    Государственный выпускной экзамен (ГВЭ-11) с использованием текстов, тем, заданий, билетов – для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающих среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы среднего общего образования.

    ГИА-11 включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике. Экзамены по другим учебным предметам — литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский, китайский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), а также по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (родной язык и родная литература) — обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.

    К ГИА-11 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).

    Условием получения обучающимися аттестата о среднем общем образовании является успешное прохождение ГИА-11 по двум учебным предметам.

    ГИА-11 проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 № 190/1512..

    Вся необходимая информация о ЕГЭ размещена в разделе.

    Вопросы ГИА-11 классов курирует Управление организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора.

    Функции Рособрнадзора в рамках организации и проведения ГИА-11:

    • устанавливает порядок разработки, использования и хранения КИМ (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в КИМ, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
    • организует разработку КИМ для проведения ГИА и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих КИМ, организует обеспечение этими КИМ ГЭК, а также создает комиссии по разработке КИМ по каждому учебному предмету;
    • обеспечивает ОИВ, учредителей, МИД России и загранучреждения комплектами тем итогового сочинения (текстами для итогового изложения) и разрабатывает критерии оценивания итогового сочинения (изложения);
    • определяет минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение образовательной программы среднего общего образования;
    • организует формирование и ведение федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
    • осуществляет методическое обеспечение проведения ГИА и итогового сочинения (изложения);
    • определяет дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) на основании обращения ОИВ в случае невозможности проведения в установленные сроки итогового сочинения (изложения) на территориях субъектов Российской Федерации по объективным причинам;
    • совместно с учредителями, МИД России и загранучреждениями обеспечивает проведение ГИА за пределами территории Российской Федерации, в том числе создает ГЭК и конфликтную комиссию для проведения ГИА за пределами территории Российской Федерации, а также предметные комиссии для проведения ГИА и для проведения перепроверки экзаменационных работ в случаях, устанавливаемых настоящим Порядком, и организует их деятельность;
    • утверждает председателей ГЭК и заместителей председателей ГЭК по представлению ОИВ;
    • согласует кандидатуры председателей предметных комиссий по учебным предметам по представлению председателей ГЭК;
    • организует централизованную проверку экзаменационных работ участников ГИА и участников ЕГЭ, выполненных на основе КИМ.

    С 2014 года по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации реализуется программа Национальных исследований качества образования (НИКО).
    Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.
    Актуальная информация о проекте размещена на сайте НИКО. 

    В программных документах, определяющих цели и направления развития системы образования в Российской Федерации, например, в Государственной программе «Развитие образования на 2013–2020 годы» отмечается большой прогресс в становлении общероссийской системы оценки качества образования. Однако одной из ключевых проблем ее развития является «недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений, реализуемых на федеральном и региональном уровнях системы образования, что не позволяет обеспечить формирование и развитие единого образовательного пространства». Отмечается также недостаток механизмов и инструментов для оценки образовательных результатов и учета влияния различных факторов на результаты деятельности образовательных организаций. Все это затрудняет принятие эффективных управленческих решений, позволяющих повысить качество российского образования.

    В связи с этим весьма актуальной является задача построения сбалансированной системы процедур оценки качества общего образования, позволяющей обеспечить получение надежной информации о состоянии различных компонентов региональных и муниципальных систем образования, в том числе, об их соответствии требованиям ФГОС, а также дающей возможность оценить состояние отдельных компонентов системы общего образования в Российской Федерации в целом.

    Наиболее эффективно такая задача может быть решена путем проведения регулярных исследований качества образования, реализуемых на основе сбора и анализа широкого спектра данных о состоянии региональных и муниципальных систем образования. Поэтому в 2014 г. по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации начата реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО), целями которой являются:

    • развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;

    • содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;

    • совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;

    • развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации;

    • содействие эффективному внедрению ФГОС;

    • содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.

    Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.   

    Подходы к реализации проектов в рамках программы НИКО

    Каждый проект, реализуемый в рамках программы НИКО, имеет свои предмет исследования, цели и задачи, соответствующие актуальным направлениям развития системы общего образования, и является отдельным исследованием в области оценки качества образования.

    В рамках каждого проекта предусматривается проведение среди обучающихся в организациях общего образования диагностических работ по отдельным учебным предметам или группам учебных предметов, сбор широкого спектра контекстных данных, непосредственно характеризующих процесс обучения в образовательных организациях, а также анкетирование участников исследования. Исследование влияния социально-экономического статуса семей обучающихся, иных факторов, относящихся непосредственно к семьям обучающихся, не предусмотрено[1].

    Диагностические работы выполняются участниками исследований в присутствии организаторов и независимых (от образовательных организаций, в которых проводятся процедуры исследований) наблюдателей.  В процедурах могут принимать участие общественные наблюдатели ЕГЭ или ОГЭ. 

    Каждый проект НИКО реализуется на основе единой для всех участников организационно-технологической схемы, определяемой спецификой этого проекта. В частности, могут применяться технологии, основанные на использовании машиночитаемых бланков ответов, а также технологии компьютерного тестирования.

    Для реализации каждого проекта составляется план-график его проведения с указанием мероприятий, сроков и ответственных.

    Представление и обсуждение результатов каждого проекта программы НИКО проводится на сайте программы edu-niko.ru, а также на очных межрегиональных конференциях по оценке качества общего образования.

    По результатам каждого проекта, реализуемого по программе НИКО, выпускается итоговый доклад, создается открытый банк заданий для использования в оценочных процедурах в системе образования.

    Формирование выборки образовательных организаций для участия в проектах программы НИКО

    Каждый из проектов, реализуемых в рамках программы НИКО, является выборочным исследованием и организован таким образом, что полученные результаты позволяют судить не только о ряде аспектов качества подготовки непосредственных участников исследования, но и выявить показатели качества образования более широкой совокупности обучающихся, а именно:

    • генеральной совокупности обучающихся соответствующих классов образовательных организаций Российской Федерации,

    • совокупности обучающихся из группы субъектов Российской Федерации, имеющих схожие параметры с точки зрения формирования выборки.

    Таким образом, исследования в рамках НИКО проводятся на выборке участников, являющейся репрезентативной как в масштабах Российской Федерации, так и в масштабах группы субъектов Российской Федерации, причем объединение различных групп, внутри которых достигается репрезентативность, в целом совпадает со всем списком субъектов Российской Федерации.

    Конкретное разбиение всех субъектов Российской Федерации на группы (страты), внутри которых обеспечивается репрезентативность выборки участников исследования, определяется для каждого отдельного проекта программы НИКО с учетом особенностей данного проекта[2].

    Выборка НИКО не является репрезентативной в рамках отдельных субъектов, составляющих каждый страт, и, тем более, в рамках отдельных муниципальных образований.

    Подходы к отбору содержания для проведения диагностических работ в рамках проектов программы НИКО

    Диагностические работы, проводимые в рамках проектов программы НИКО, основаны на системно-деятельностном и компетентностном подходах. Измерительные материалы представляют собой совокупность заданий, разнообразных инструкций, систем оценивания и шкал по одному или нескольким учебным предметам, а также бланков, анкет, протоколов. Используемые в инструментарии задания направлены на выявление у участников исследования широкого спектра предметных и метапредметных умений, а также сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность успешного продолжения обучения, а именно: сформированности понятийного аппарата по проверяемым разделам содержания; знания основных правил, формул, законов и умение их применять; владения навыками смыслового чтения, понимания и адекватной оценки информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, различные виды диаграмм, чертежи и т.п.); умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера; владения навыками решения широкого спектра учебных задач, в т.ч. с использованием ИКТ; способности использовать приемы анализа/синтеза, проводить классификации объектов по выделенным признакам, устанавливать причинно-следственные и другие связи, выстраивать логическую цепь рассуждений и распознавать логически некорректные рассуждения и др.

    Содержание диагностических работ по программам начального образования соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.19.2009 № 373).

    Содержание диагностических работ по программам основного общего и среднего общего образования определяется Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). В части требований к уровню подготовки выпускников содержание диагностических работ, с учетом конкретных особенностей используемого инструментария, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897).

    Используемые в измерительных материалах тексты заданий в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и основного общего образования (на соответствующий году проведения исследования и предыдущий учебный год).

    Подходы к оцениванию выполнения диагностических работ участниками исследований в рамках программы НИКО

    Результаты выполнения диагностических работ выдаются в первичных баллах. Суммарные первичные баллы, набранные участником исследования, могут быть по желанию образовательной организации или обучающегося переведены в отметки по пятибалльной шкале на основе рекомендаций, приведенных в спецификациях измерительных материалов соответствующих диагностических работ.

    В диагностических работах используется два типа оценивания заданий: дихотомическое (за выполнение задания выставляется 0 баллов или 1 балл) и политомическое (за выполнение задания ставится балл от 0 до 2). В случае дихотомических заданий 1 балл ставится при наличии правильного ответа в заданиях с кратким ответом либо при наличии обоснованного решения и правильного ответа в заданиях с развернутым ответом. В политомических заданиях отдельным баллом оценивается каждый результативный шаг в продвижении участника исследования по пути выполнения задания.

    Экспертная проверка развернутых ответов участников проектов НИКО осуществляется на основе стандартизированных критериев и только при условии прохождения экспертами соответствующего предварительного обучения и аттестации. В процессе проверки работ осуществляется выборочный контроль качества проверки.

    Направления анализа результатов исследований в рамках программы НИКО

    Предполагается проводить анализ результатов проведенных процедур исследований по следующим направлениям:

    • анализ результатов выполнения заданий диагностической работы по проверяемым элементам содержания и проверяемым умениям;

    • анализ характеристик групп участников с различным уровнем подготовки;

    • анализ результатов выполнения заданий диагностической работы в сопоставлении с ответами участников исследования на вопросы анкеты;

    • анализ результатов выполнения заданий диагностической работы в сопоставлении с контекстными данными об образовательной организации и участниках, собранными в процессе проведения исследований.

    Анализ результатов проводится по совокупности участников исследования, а также по группам субъектов Российской Федерации (стратам), выделенным в процессе формирования выборки образовательных организаций для участия в исследовании. Предполагаются и иные модели кластерного анализа результатов.

    Модели использования результатов проекта в рамках программы НИКО

    Результаты каждого проекта программы НИКО могут быть использованы:

    • На федеральном уровне – для формирования направлений государственной политики в области общего образования и разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений;

    • На региональном и муниципальном уровне – для разработки методических рекомендаций по совершенствованию преподавания учебных предметов, для совершенствования программ повышения квалификации учителей;

    • Образовательными организациями – для совершенствования преподавания учебных предметов на основе методических рекомендаций, для повышения квалификации учителей;

    • Родителями и детьми – для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

    Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.
    Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development – OECD) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.
    Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
    PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
    TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
    PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
    TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
    Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования, формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
    В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.

    В программных документах, определяющих цели и направления развития системы образования в Российской Федерации, например, в Государственной программе «Развитие образования на 2013–2020 годы» отмечается большой прогресс в становлении общероссийской системы оценки качества образования. Однако одной из ключевых проблем ее развития является «недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений, реализуемых на федеральном и региональном уровнях системы образования, что не позволяет обеспечить формирование и развитие единого образовательного пространства». Отмечается также недостаток механизмов и инструментов для оценки образовательных результатов и учета влияния различных факторов на результаты деятельности образовательных организаций. Все это затрудняет принятие эффективных управленческих решений, позволяющих повысить качество российского образования.

    В связи с этим весьма актуальной является задача построения сбалансированной системы процедур оценки качества общего образования, позволяющей обеспечить получение надежной информации о состоянии различных компонентов региональных и муниципальных систем образования, в том числе, об их соответствии требованиям ФГОС, а также дающей возможность оценить состояние отдельных компонентов системы общего образования в Российской Федерации в целом.

    Наиболее эффективно такая задача может быть решена путем проведения регулярных исследований качества образования, реализуемых на основе сбора и анализа широкого спектра данных о состоянии региональных и муниципальных систем образования. Поэтому в 2014 г. по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации начата реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО), целями которой являются:

    • развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;

    • содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;

    • совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;

    • развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации;

    • содействие эффективному внедрению ФГОС;

    • содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.

    Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.   

    Подходы к реализации проектов в рамках программы НИКО

    Каждый проект, реализуемый в рамках программы НИКО, имеет свои предмет исследования, цели и задачи, соответствующие актуальным направлениям развития системы общего образования, и является отдельным исследованием в области оценки качества образования.

    В рамках каждого проекта предусматривается проведение среди обучающихся в организациях общего образования диагностических работ по отдельным учебным предметам или группам учебных предметов, сбор широкого спектра контекстных данных, непосредственно характеризующих процесс обучения в образовательных организациях, а также анкетирование участников исследования. Исследование влияния социально-экономического статуса семей обучающихся, иных факторов, относящихся непосредственно к семьям обучающихся, не предусмотрено[1].

    Диагностические работы выполняются участниками исследований в присутствии организаторов и независимых (от образовательных организаций, в которых проводятся процедуры исследований) наблюдателей.  В процедурах могут принимать участие общественные наблюдатели ЕГЭ или ОГЭ. 

    Каждый проект НИКО реализуется на основе единой для всех участников организационно-технологической схемы, определяемой спецификой этого проекта. В частности, могут применяться технологии, основанные на использовании машиночитаемых бланков ответов, а также технологии компьютерного тестирования.

    Для реализации каждого проекта составляется план-график его проведения с указанием мероприятий, сроков и ответственных.

    Представление и обсуждение результатов каждого проекта программы НИКО проводится на сайте программы edu-niko.ru, а также на очных межрегиональных конференциях по оценке качества общего образования.

    По результатам каждого проекта, реализуемого по программе НИКО, выпускается итоговый доклад, создается открытый банк заданий для использования в оценочных процедурах в системе образования.

    Формирование выборки образовательных организаций для участия в проектах программы НИКО

    Каждый из проектов, реализуемых в рамках программы НИКО, является выборочным исследованием и организован таким образом, что полученные результаты позволяют судить не только о ряде аспектов качества подготовки непосредственных участников исследования, но и выявить показатели качества образования более широкой совокупности обучающихся, а именно:

    • генеральной совокупности обучающихся соответствующих классов образовательных организаций Российской Федерации,

    • совокупности обучающихся из группы субъектов Российской Федерации, имеющих схожие параметры с точки зрения формирования выборки.

    Таким образом, исследования в рамках НИКО проводятся на выборке участников, являющейся репрезентативной как в масштабах Российской Федерации, так и в масштабах группы субъектов Российской Федерации, причем объединение различных групп, внутри которых достигается репрезентативность, в целом совпадает со всем списком субъектов Российской Федерации.

    Конкретное разбиение всех субъектов Российской Федерации на группы (страты), внутри которых обеспечивается репрезентативность выборки участников исследования, определяется для каждого отдельного проекта программы НИКО с учетом особенностей данного проекта[2].

    Выборка НИКО не является репрезентативной в рамках отдельных субъектов, составляющих каждый страт, и, тем более, в рамках отдельных муниципальных образований.

    Подходы к отбору содержания для проведения диагностических работ в рамках проектов программы НИКО

    Диагностические работы, проводимые в рамках проектов программы НИКО, основаны на системно-деятельностном и компетентностном подходах. Измерительные материалы представляют собой совокупность заданий, разнообразных инструкций, систем оценивания и шкал по одному или нескольким учебным предметам, а также бланков, анкет, протоколов. Используемые в инструментарии задания направлены на выявление у участников исследования широкого спектра предметных и метапредметных умений, а также сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность успешного продолжения обучения, а именно: сформированности понятийного аппарата по проверяемым разделам содержания; знания основных правил, формул, законов и умение их применять; владения навыками смыслового чтения, понимания и адекватной оценки информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, различные виды диаграмм, чертежи и т.п.); умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера; владения навыками решения широкого спектра учебных задач, в т.ч. с использованием ИКТ; способности использовать приемы анализа/синтеза, проводить классификации объектов по выделенным признакам, устанавливать причинно-следственные и другие связи, выстраивать логическую цепь рассуждений и распознавать логически некорректные рассуждения и др.

    Содержание диагностических работ по программам начального образования соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.19.2009 № 373).

    Содержание диагностических работ по программам основного общего и среднего общего образования определяется Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). В части требований к уровню подготовки выпускников содержание диагностических работ, с учетом конкретных особенностей используемого инструментария, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897).

    Используемые в измерительных материалах тексты заданий в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и основного общего образования (на соответствующий году проведения исследования и предыдущий учебный год).

    Подходы к оцениванию выполнения диагностических работ участниками исследований в рамках программы НИКО

    Результаты выполнения диагностических работ выдаются в первичных баллах. Суммарные первичные баллы, набранные участником исследования, могут быть по желанию образовательной организации или обучающегося переведены в отметки по пятибалльной шкале на основе рекомендаций, приведенных в спецификациях измерительных материалов соответствующих диагностических работ.

    В диагностических работах используется два типа оценивания заданий: дихотомическое (за выполнение задания выставляется 0 баллов или 1 балл) и политомическое (за выполнение задания ставится балл от 0 до 2). В случае дихотомических заданий 1 балл ставится при наличии правильного ответа в заданиях с кратким ответом либо при наличии обоснованного решения и правильного ответа в заданиях с развернутым ответом. В политомических заданиях отдельным баллом оценивается каждый результативный шаг в продвижении участника исследования по пути выполнения задания.

    Экспертная проверка развернутых ответов участников проектов НИКО осуществляется на основе стандартизированных критериев и только при условии прохождения экспертами соответствующего предварительного обучения и аттестации. В процессе проверки работ осуществляется выборочный контроль качества проверки.

    Направления анализа результатов исследований в рамках программы НИКО

    Предполагается проводить анализ результатов проведенных процедур исследований по следующим направлениям:

    • анализ результатов выполнения заданий диагностической работы по проверяемым элементам содержания и проверяемым умениям;

    • анализ характеристик групп участников с различным уровнем подготовки;

    • анализ результатов выполнения заданий диагностической работы в сопоставлении с ответами участников исследования на вопросы анкеты;

    • анализ результатов выполнения заданий диагностической работы в сопоставлении с контекстными данными об образовательной организации и участниках, собранными в процессе проведения исследований.

    Анализ результатов проводится по совокупности участников исследования, а также по группам субъектов Российской Федерации (стратам), выделенным в процессе формирования выборки образовательных организаций для участия в исследовании. Предполагаются и иные модели кластерного анализа результатов.

    Модели использования результатов проекта в рамках программы НИКО

    Результаты каждого проекта программы НИКО могут быть использованы:

    • На федеральном уровне – для формирования направлений государственной политики в области общего образования и разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений;

    • На региональном и муниципальном уровне – для разработки методических рекомендаций по совершенствованию преподавания учебных предметов, для совершенствования программ повышения квалификации учителей;

    • Образовательными организациями – для совершенствования преподавания учебных предметов на основе методических рекомендаций, для повышения квалификации учителей;

    • Родителями и детьми – для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

    Наши медалисты

    Укажите ФИО.
    Укажите класс
    Укажите достижение / награду / победы в олимпиадах
    Укажите ФИО.
    Укажите достижение / награду / победы в олимпиадах
    Укажите ФИО.
    Укажите класс
    Укажите достижение / награду / победы в олимпиадах
    Укажите ФИО.
    Укажите класс
    Укажите достижение / награду / победы в олимпиадах

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie